Клуб лидеров образования Оренбуржья

Конкурс лучших учителей

Об услових участия и критериях конкурса 2011 года

1. Условия участия в конкурсе

Согласно Указу Президента РФ  и Правилам проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, на участие в конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом право на участие в конкурсе имеют и лица, осуществляющие в образовательных учреждениях административные или организационные функции, если они ведут общеобразовательные предметы в качестве учителя. 

Наряду с руководителями и заместителями руководителей образовательных учреждений в конкурсе могут участвовать и преподаватели (по записи в трудовой книжке) при условии, что они выполняют учительские обязанности. Это касается и преподавателей, работающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования, если они ведут общеобразовательные предметы.

В конкурсе 2010 года имели право участвовать все учителя, соответствующие этим условиям, то есть, в том числе, и победители конкурса лучших учителей ПНПО 2006-2009 гг., на что прямо указывает пункт 3 Указа. Таким образом, с 2010 г. начался новый конкурс лучших учителей, который отличается от конкурса 2006-2009 гг. по ряду параметров.

В 2011 году в конкурсе могут принимать участие все учителя, исключая победителей конкурса 2010 года. Повторное участие в конкурсе возможно не ранее чем через пять лет. 

К участникам конкурса в 2010 и 2011 годах предъявляются более высокие требования, чем в 2006-2009 годах. Это следует из пункта 1 Указа, где говорится о выплате денежных поощрений лучшим учителям за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание. Эти требования отражены и в формулировке критериев конкурсного отбора.

Выдвижение учителей на получение денежного поощрения проводится с их согласия заявителем, в качестве которого могут выступать:

-       органы самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, иные органы самоуправления, предусмотренные уставом образовательного учреждения), обеспечивающие государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;

-       профессиональная педагогическая ассоциация или объединение, созданные в установленном порядке (предметные методические объединения, ассоциации по образовательным технологиям, профессиональные союзы).

Таким образом, если в уставе образовательного учреждения записано, что данный орган обеспечивает государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, то он вправе выступать в качестве заявителя. Так, при выполнении этого условия, помимо перечисленных выше органов, это может быть, например, родительский совет школы.

Среди документов, которые необходимо представить в конкурсную комиссию, должна быть копия диплома о профессиональном образовании, заверенная руководителем образовательного учреждения (п. 3.2. Правил). При этом не указывается, какое именно – высшее или среднее – профессиональное образование должен иметь участник конкурса. Это означает, что в конкурсе имеют право участвовать обладатели диплома не только о высшем, но и о среднем профессиональном образовании.

2. Критериальный аппарат конкурсного отбора лучших учителей

Согласно Правилам, конкурсный отбор лучших учителей проводится на основании следующих шести критериев отбора:

1. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года.

2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.

3. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.

6. Непрерывность профессионального развития учителя.

Максимальный балл по каждому из критериев отбора – до 10.

 

Критерий «высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года»

Максимальный балл по данному критерию10.

Содержание критерия

При оценивании учителя по данному критерию будет учитываться  то, что ученики участника конкурса устойчиво демонстрируют высокие учебные достижения. И имеются в виду не только абсолютные показатели (результаты ЕГЭ, ГИА, итоговой и промежуточных аттестаций).  Учебные результаты будут рассматриваться как высокие лишь с учетом  обстоятельств, в которых работает учитель (контингент учащихся, городская или сельская школа, массовая школа или гимназия/лицей, начальная школа или основная/старшая школа и др.). Особенно важен здесь тот аспект, что высокие учебные результаты, в соответствии с Указом Президента РФ, должны получить общественное признание, т.е. стабильно признаваться местным сообществом в качестве высоких. О наличии такого признания могут свидетельствовать отзывы родителей, местных работодателей, грамоты от муниципальных или региональных органов власти и т.д.

Данный критерий – один из самых важных, весомых. Он, в первую очередь, позволяет судить о профессионализме и эффективности работы учителя.

Вместе с тем, существует некоторая сложность оценки учителя по этому критерию, связанная с неоднозначным пониманием термина «учебные достижения». Это могут быть:

-  привычные отметки, получаемые учащимися за освоение учебного предмета в рамках государственного образовательного стандарта;

-  результаты независимого внешнего тестирования;

-  количество и качество творческих, исследовательских, проектных работ учащихся, выполненных под руководством учителя.

Для того чтобы уравнять участников конкурса в возможности быть оцененными по данному критерию, экспертам рекомендуется опираться, в первую очередь, на такие традиционные и доступные всем показатели, как:

1.     Позитивная динамика уровня обученности учащихся за последние три года.

2.     Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года.

3.     Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней.

4.     Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.).

 

Критерий «высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету»

Максимальный балл по данному критерию – 10.

Содержание критерия

Внеурочная деятельность учителя показывает, насколько высока его педагогическая активность и широки педагогические возможности, для которых могут быть узки рамки классно-урочной работы и обучения на основе стандарта. Вместе с тем, эта деятельность свидетельствует и о популярности учителя среди учеников, и об эффективности его профессиональной деятельности, ведь на внеурочные формы работы учащиеся приходят к педагогу добровольно, потому что он привлекает их как личность, а порой и потому, что, как хороший спортивный тренер, «гарантирует результат». Деятельность учителя в соответствии с этими показателями должна не просто наличествовать, а быть результативной.  

По данному критерию рекомендуется учитывать следующие показатели:

1.     Ведение учителем на протяжении ряда лет кружков, секций, факультативов, популярных среди учащихся.

2.     Результаты внеурочной деятельности учащихся (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях) за последние три года.

3.     Высокие достижения (первые и призовые места) учащихся, посещающих внеурочные мероприятия учителя, в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного) за последние три года.

 

Критерий «создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

Максимальный балл по данному критерию – 10.

Содержание критерия

Под позитивным социальным опытом следует понимать опыт, приобретенный учащимися в той или иной позитивно направленной социальной деятельности. И, разумеется, важно, что созданию условий для этой деятельности способствует учитель, не обязательно выступая при этом в роли классного руководителя. Направлениями такой деятельности и соответственно оценочными показателями в рамках данного критерия может быть создание учителем условий для:

1.     Взаимопомощи в ученическом коллективе в рамках класса, школы.

2.     Активного участия учащихся в самоуправлении класса, школы.

3.     Участия в такой социально направленной деятельности, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и др.

4.     Участия в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды.

5.     Взаимодействия школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.

 

Критерий «обеспечение высокого качества организации

образовательного процесса на основе эффективного использования

современных образовательных технологий,

в том числе информационных технологий»

Максимальный балл по данному критерию – 10.

Содержание критерия

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

Претенденту необходимо обосновать, с какой целью используются образовательные и ИКТ-технологии, какие учебные результаты ожидаются, а возможно, и получены вследствие их использования. Выполнение именно этих требований будет действительно способствовать «обеспечению высокого качества организации образовательного процесса».

Таким образом, экспертами будут оцениваться обоснованность, уместность и результативность использования образовательных технологий.

По данному критерию рекомендуется учитывать следующие показатели:

1.     Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе.

2.     Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ.

3.     Системная интеграция ИКТ в процесс преподавания конкретного предмета, разработка и внедрение соответствующей целевой программы.

4.     Обоснованность, уместность и результативность использования современных образовательных технологий.

 

Критерий «наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе»

Максимальный балл по данному критерию – 9.

Содержание критерия

В данном критерии должна быть отражена высокая методическая компетентность учителя. Наличие собственной методической системы означает, что учитель понимает, что, как, и зачем он делает на всех этапах учебного процесса. При этом «собственная» не обязательно означает «оригинальная». Важно, чтобы эта система была максимально эффективной для данного учителя и могла быть обоснована, защищена перед профессиональным сообществом.

 Этот критерий может быть раскрыт через следующие показатели:

1.     Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя.

2.     Последовательное изложение собственной методической системы в форме объемной публикации (учебного пособия, методических рекомендаций, монографии) или диссертационного исследования.

3.     Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет.

4.     Наличие последователей, т.е. коллег, работающих по методической системе данного учителя или активно использующих отдельные ее элементы.

 

Критерий «обеспечение непрерывности собственного

 профессионального образования»

Максимальный балл по данному критерию – 8.

Содержание критерия

Этот критерий связан с повышением квалификации, а  также включает аспект участия в профессиональных конкурсах.

Данный критерий может содержать следующие показатели:

1.     Своевременное повышение квалификации (последнее – не ранее чем за 5 лет до данного конкурса) с указанием количества часов и наименований программ повышения квалификации.

2.     Участие в обучающих и научно-практических семинарах, курсах, тренингах, конференциях.

3.     Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.

4.     Обучение в аспирантуре (или докторантуре) в период проведения конкурса или наличие ученой степени, звания.

Вторник, 07.05.2024, 20:14
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Мини-чат

Друзья сайта

  • Министерство образования области
  • Региональный центр развития образования
  • Региональный узел Оренбургской области
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0